Детский сад № 97 город Иваново

Анализ психологического климата группы "Радуга"

31 мая [пт]

 Анализ психологического климата

 в группе среднего возраста «Радуга»

МБДОУ «Детский сад № 97».

Воспитатель Горькова А.А.

Дата проведения: май 2017 года.

В данной группе я работаю с детьми с августа 2015 года. Начала работать со 2-й младшей группы, на момент тестирования дети относятся к среднему возрасту.

Одной из целей моей работы является создание благоприятного психологического климата в группе, что способствует успешной работе в сфере воспитательно – образовательной деятельности детей. Так же обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей создает благоприятные условия для развития личности ребенка.

Для определения психологического климата и эмоционального комфорта пребывания детей в группе детского сада в мае 2017 года мною было проведено обследование по 3 методикам, в апробировании приняли участие  21 ребёнок средней группы, посещающих МБДОУ  № 97. 

МЕТОДИКА № 1 «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?»

Цель: выявление отношения детей к своему дошкольному учреждению.

Стимульный материал: полотно с изображением мамы, идущей с ребенком (без лица) по дороге детского сада и двумя сменными «личиками» - веселого и грустного малыша.

Инструкция: Ребенку показывается рисунок «Ребенок идет в д/с» и предлагается показать с каким настроением он идет в д/с. Почему?

Затем ребенку предлагается ответить на вопрос: «С каким настроением ты уходишь из д/с домой. Почему?».

МЕТОДИКА № 2 «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»). (В. Г. Щур)

Цель: изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Стимульный материал: графический рисунок лесенки, которая насчитывает пять ступенек. Плоскостное изображение мальчика (девочки).

Инструкция: «Вот посмотри, на этой лесенке расположились все дети, которые ходят в твою группу. На этой ступеньке (показ на самую верхнюю ступеньку) стоят самые хорошие дети в группе, а на этой (показ на самую нижнюю ступеньку) стоят самые плохие дети в группе. 

*На какую ступеньку ты поставишь себя сам?

*На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?

*На какую ступеньку тебя поставит твой друг?

 Оценка результатов:

*«На какую ступеньку поставишь сам себя?»:

4 - 5 ступень–оптимальный уровень (норма).

3 ступень–тенденция к заниженной самооценке.

 1 – 2 ступень–ребенок обесценивает сам себя, не уверен, тревожен.

* «На какую ступеньку поставит воспитатель, друг?»

3 -5 ступень – оптимальный уровень.

1 – 2 ступень – заниженная самооценка.

 

 МЕТОДИКА № 3 Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» (Е.В. Кучерова).

Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Инструкция: С ребенком проводится индивидуальная беседа по вопросам:

1. Любишь ли ты ходить в д/с?

2. Хотел бы ты работать в д/с, когда станешь взрослым? Кем?

3. Дружите ли вы с ребятами в группе?

4. Часто ли вы ссоритесь?

5. Какое у тебя сегодня настроение?

Оценка результатов:

1.положительный ответ – 2 балла.

2.отрицательный ответ – 0 баллов.

Выводы: высчитывается средний балл по группе. Норма – 8 баллов.

Сравнительные результаты исследования психологического климата в группе по 3 методикам.

Методика 1.«С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?»

Анализ методики «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой?» показал, что 18 детей – 85,7 % детей идут в детский сад с весёлым настроением, 3 детей –  14,3 % детей идут в детский сад с грустным настроением.

Методика 2.  «Оценка уверенности в себе» («Лесенка»).

 

 

Анализируя методику «Лесенка», для выявления самооценки детей в группе у  8 детей – 38,1 % детей высокая самооценка, 11 детей – 52,4 % адекватная, 2 детей – 9,5 % детей с заниженной самооценкой.

 

Методика 3.  Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» 

 

Анализ методики «Нравиться ли тебе в детском саду?».

На первый вопрос 19 детей – 90,5 % дали положительный ответ, 2 ребёнка – 9,5 % отрицательный.

На второй вопрос 18 детей – 85,7 % ответили, что хотят работать в детском саду, 1 ребёнок – 4,8 % не хотят, 2 детей – 9,5 % затруднились с ответом.

На третий вопрос 18 детей – 85,7 % ответили, что дружат с ребятами в группе, 3 детей – 14,3 % назвали друзей вне группы.

Четвертый вопрос 13 детей – 61,9 % ответили, что не ссорятся с ребятами в группе, а 8 детей – 38,1 % иногда ссорятся.

Пятый вопрос – 19 детей – 90,5 % находятся в весёлом настроении, 2 ребёнка –

9,5 % грустит по маме.

 

 

Средний бал по группе составил 17,4 балла, что выше нормы.

Общий итог психологического климата группы.

 

Средние показатели по трем методикам:

73,7 % детей группы комфортно чувствуют себя в детском саду;

23,8 % детей находятся на среднем уровне психологического комфорта;

2,5 % детей испытывают дискомфорт находясь в детском саду.

Сравнивая показатели по 3 методикам, мы видим, что в ответах 97,5 % детей доминируют положительные и нейтральные варианты, это свидетельствует о достаточно высоком уровне психологического комфорта детей в группе.

Источники:

1. http://e.psihologsad.ru/article.aspx?aid=487729

2. https://infourok.ru/metodika_lesenka_avtor_v.g.schur-374167.htm

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.